ИГРУШКИ, КОТОРЫЕ ЛЕТАЮТ

Мы уже познакомились с двумя простыми снарядамі удачно летающими, которые каждый легко может еде лать сам. Но для получения лучших результатов нужні были какие-то другие конструктивные приемы, чтобы дат игрушкам более стройный и красивый вид. Читателі может быть, усомнится: что общего между способность! аппарата летать и между его красотой? Однако, на дел здесь тесная зависимость: все хорошее обязательн должно быть гармоничным во всем его целом. Недаро: гениальный Леонардо да Винчи сказал про свою дере­вянную птицу: „она не полетела потому, что вышла слишком некрасивой".

Красивые летающие игрушки появились после Франко­Прусской войны и Парижской коммуКы. Крупная роль, которую сыграли при осаде Парижа воздушные шары, еще сильнее заострила общественное внимание на вопро­сах летания, и в результате расцвела работа незадолго до того учрежденного „Французского Общества воздушной

image48

Рис. 37. Первая удачно летевшая модель аэроплана Пено (1871 г.). Размер модели — в размахе 45 с. и.

авигации", поднявшего прежнее знамя „Тяжелее воз­духа".

Один из исследователей этой группы АльфонсПено, аботая над летающими моделями, возымел весьма сча — тливую мысль применить в качестве двигателя простые езиновые нити. Сравнительно с применявшимися ранее аровыми машинками, требовавшими почти ювелирной аботы, и со стальными пружинами, как в часовых ме — анизмах, резина оказалась во всех отношениях гораздо олее практичной, прежде всего по весу и по дешевизне. 5 это простое нововведение сразу облегчило работу.

Задумав сделать модель, воспроизводящую планирую щий полет, Пено соорудил в 1871 г. из шелковой бумаг: и роговых планочек из птичьих перьев два легких кры лышка, укрепив их по середине центрального стержш который теперь называют моторной рейкой. Легки винт, с двумя лопастями из картона, был установлен н заднем конце этой рейки, с проводкой от него резине вого жгута под рейкой в ее передний конец. И вот та

image49

Рис. 38 и 40. Бабочки-геликоптеры конструкции Дандриё. Рис. 39. Бабочка-планер Ж. Плин.

кая модель, прозванная „планофором," весивша всего лишь 18 г, пролетала в течение 10 —11 секун, дистанцию до 35 — 40 м. Это был крупный успех: хот и в миниатюре, но первый аэроплан, бесспорно способны: устойчиво держаться в воздухе.

Секретом успеха явилось то обстоятельство, что Пен ввел в свой планофор, помимо главных крыльев, ещ’ пару маленьких крылышек сзади. Теперь все прекрасні знают, что это „хвост" самолета и что именно о: обеспечивает в лету продольную устойчивость. Но тогд: это явилось откровением. Правда, англичанин Кэли го ворил о хвосте за 60 лет до того, но о нем забыли А Пено, откопав в архивах исследования Кэли, первы)

ірименил этот важный орган в своей модели и сразу (обился успеха. Вот почему французы поспешили утвер — (ить термин „хвост Пен о“. К сожалению, наличие его! ще долгое время не считалось безусловно необходимым.

Применив два свои нововведения, резино-мотор и хвост, Ієно построил через год удачно летавшую модель с хло — іающими крыльями. А за ним такие же игрушки стали троить и другие исследователи. И появились разные ітички и бабочки, уже красивые в конструктивном отно — аении, которые благодаря своим хорошим полетам, при [ешевой стоимости, стали получать широкое распростра — іение сперва во Франции, а затем и в других странах см. рис. 38, 39 и 40).